Суббота, 22.09.2018, 00:14
Приветствую Вас, Гость

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ - МКДОУ «Ясеновской детский сад»

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым).

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

Международные (подписанные СССР или Россией)

Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Всемирная декларация об образовании для всех  (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд  от  09.03.1990г.

http://www.conventions.ru/view_base.php?id=645

Всемирная декларация об образовании для всех была принята участниками Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомтьене, Таиланд, 5-9 марта 1990 года с целью удовлетворения базовых образовательных потребностей всех людей. В статье 3 Всемирной декларации говорится о том, что Потребности инвалидов в образовании заслуживают особого внимания. Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования.

Всемирная программа действий в отношении инвалидов  Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН  от  03.12.1982

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

Цель Всемирной программы действий в отношении инвалидов заключается в содействии эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей "равенства" и "полного участия" инвалидов в социальной жизни и развитии. Это означает создание таких же условий жизни, что и для всего населения. В области образования всемирная программа устанавливает, что обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе

Всеобщая декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от  10.12.1948

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам". Образование, таким образом, становится одним из важнейших способов интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Для молодых инвалидов образование становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности.

Декларация о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН  от  20.12.1971

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml

Международный документ о правах умственно отсталых лиц декларирует, что они имеют в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, в том числе право на образование и обучение.

Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи  от  09.12.1975

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

Первый международный документ, принятый ООН в защиту интересов инвалидов в целом, являлся прогрессивным для своего времени. Декларация о правах инвалидов закрепляла право на уважение их человеческого достоинства, право на те же гражданские и политические права, что имеют другие лица. Недостатки документа заключались в том, что он носил рекомендательный характер и не устанавливал четких норм относительно реализации  права на образование.

КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии

http://www.owl.ru/win/docum/un/edu_conv.htm

Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Конвенция о правах инвалидов

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи  от  13.12.2006

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  • создание условий для освоения социальных навыков;
  • обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия должна будет принять на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право  всех детей получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию.

«Рекомендация N  R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов»  - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law_m11.doc

Документ рекомендует правительствам государств – членов Совета Европы проводить последовательную и глобальную политику в поддержку инвалидов, гарантирующую полное и активное участие в жизни общества. Люди с инвалидностью должны получить возможность осуществлять полностью свои гражданские права и иметь доступ во все учреждения и ко всем видам услуг в обществе, включая образование.

«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» ,  Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law_m9.doc

В июне 1994 года более трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, в целях содействия достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить для поощрения инклюзивного образования, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями.

В работе Конференции, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования, администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных правительственных организаций, неправительственных организаций и учреждений-доноров.

Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания необходимости действовать в направлении создания "Школ для всех", - учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.

В соответствии с принятой декларацией школы должны отвечать потребностям всех детей независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных особенностей. Они должны обучать как детей-инвалидов, так и одаренных детей, детей из отдаленных районов, детей, относящихся к языковым, этническим и культурным меньшинствам, и других детей, находящихся в неблагоприятном положении или принадлежащих к маргинальным группам.

Саламанкская Декларация обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей. Ее положения позволяют защитникам прав и интересов детей с особыми потребностями с большей уверенностью оказывать давление на свои правительства.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов

Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml

Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов не являлись обязательными для исполнения, но стали нормами международного обычного права, когда они признаются большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право.

В области образования эти правила не только закрепляют право каждого ребенка, молодого человека или взрослого с инвалидностью на образование, но и говорят о том, что такое образование должно предоставляться в интегрированных условиях, в общей системе образования.

Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы

от  30.06.2016 №  МОН-пр-4154

Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/документы/ajax/8588

О совершенствовании  деятельности Психолого – медико - педагогических комиссий

Письмо Минобрнауки РФ с методическими рекомендациями, подготовленными МГППУ от  23.05.2016 №  ВК-1074/07

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1074_07_ot_23.05.2016.pdf

«Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 №ВК-1788/07 

http://минобрнауки.рф/документы/8697

 

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н

 

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law16.doc

 Конституция РФ

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

 

http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=145

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (извлечение)

 

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law12.doc

 

К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/Federalny/Концепция%20ДОП%204.09.2014.pdf

«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

Приложение к Письму Минобразования и науки РФ  от  27.06.2003 №  № 28-51-513/6

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law20.doc

 

О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ  от  16.04.2001 №  N 29/1524-6

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law26.doc

 

О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от  07.06.2013 №  ИР-535/07

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/IR-535_07_O_korrekcionnom_i_inkljuzivnom_obrazovanii_detej.pdf

 

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Указ Президента РФ от  07.05.2012 №  599

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/ukaz_ot_7_maya_2012_o_politike_v_oblasti_obrazovaniya.doc

 

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента РФ от  07.05.2012 №  597

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/ukaz_prezidenta_ot_7_maya_po_realizacii_soc__politiki.doc

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от  01.06.2012 №  761

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/стратегия%202012-2017.doc

О порядке и условиях признания лица инвалидом Постановление правительства РФ   от  20.02.2006 №  N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/inval.doc

 

О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации  от  07.01.1999 №  N 70/23-16

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/28.docx

 

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации  от  27.03.2000 №  № 27/901-6

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law35.doc

 

О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от  03.05.2012 №  46-ФЗ

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/o_ratifikacii_konvencii_o_pravah_invalidov.doc

 

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ     от  18.04.2008 №  № АФ-150/06

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law37.doc

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями  от  24.11.1995 №  N 181-ФЗ

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/soc_defence.doc

Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях Письмо Минобразования РФ   от  16.01.2002 №  N 03-51-5ин/23-03

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law27.doc

Об использовании дистанционных образовательных  технологий Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.05.2005 №  N 137

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law33.doc

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от  15.11.2013 №  НТ-1139/08

http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=535

Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ   от  03.04.2003 №  N 27/2722-6

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law31.doc

Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях Постановление Правительства РФ   от  18.06.1996 №  N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law14.doc

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от  30.08.2013 №  1014

http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/prikaz_minobrnauki_ot_30.08.2013_n_1014.doc

 

Региональные (Законы Тульской области, постановления и распоряжения Правительства Тульской области ,  а также приказы Министерства образования Тульской области).

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Тульской области

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/f15/f15a6a8494eb07f79a044b463f51bfa8.docx

 

Сведения о центральной (областной) и территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Тульской области

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/eb9/eb9d01b30243353175636429c8a66c49.docx

Приказ министерства образования Тульской области от 03.12.2013 № 892

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/0c0/0c0550df319f46d6e514f2b1571b5490.pdf

План мероприятий по профориентации

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/f63/f63ccfe5cff1c2916e3794e48af5823a.pdf

 

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

«Нормальное воспитание ребенка с самыми тяжелыми и даже множественными нарушениями возможно, если с рождения рядом с ним постоянно находятся любящие взрослые, правильно понимающие основные задачи его воспитания в разные возрастные периоды», - так считает Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.  

  1. Басилова Т.А.Появление в семье ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=160
    отрывок из публикации: Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  2. Басилова Т.А.Развитие движений у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=161
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  3. Басилова Т.А.Развитие наблюдения и подражания у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=159 
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  4. Басилова Т.А.Развитие средств общения у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=158
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  5. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым. Развитие тактильного чувства. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=157
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  6. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Развитие зрительного и слухового восприятия. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=156
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  7. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Развитие игры. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=155
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  8. Лурье Н.Б.Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье.  http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=162

Печатается по изданию:
Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье // Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье (сборник научных трудов) // Под ред. Л.И. Солнцевой и В.П. Ермакова, стр.112–126.

  1. Алехина С.В.Интервью «Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов»  http://www.1tv.ru/news/other/207831

Первый канал, Центральное телевидение, 23 мая 2012

  1. Ахутина Т.В.Воспитание и обучение леворуких детей . http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=163


Т.В. Ахутина, зав.лаб. исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, отвечает на вопросы онлайн-конференции по образованию и воспитанию левшей для РИА Новости.Примерно для каждого седьмого человека на Земле использование левой руки является предпочтительным, однако "леворукость" в разное время служила источником всевозможных легенд и слухов, левшей недолюбливали и долгое время пытались переучивать. Каковы причины развития "леворукости"? Каковы особенности воспитания и обучения ребёнка-левши? Стоит ли переучивать ребёнка пользоваться правой рукой? С какими трудностями сталкиваются левши в современном мире?

  1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха). http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=167


Москва, 2011 (Инклюзивное образование№7) Книга, которая перед вами, – это рассказ о том, при каких условиях дети с ограниченными возможностями развиваются, подчиняясь закономерностям развития нормальных детей. Другими словами – как нормализовать условия обучения и воспитания детей-инвалидов. В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха», существующей и эффективно работающей с 1966 года. Основным педагогическим средством построения учебного процесса в этой Системе является конструирование взрослым (родителем, воспитателем, учителем) собственного педагогического поведения. В книге предложена методология, способы и средства, для того чтобы взрослый мог организовать эффективное учебное и воспитывающее пространство в условиях инклюзивного образования. Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется в инклюзивной практике

 

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

В соответствии с Законом  об образовании РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных  условий,  необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия.  на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители  имеют право  присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74).

Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать  рекомендации, сформулированные в Заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79): понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.